Вы здесь
Москве перекрывают кислород
По данным космического экологического мониторинга, территория, занятая садово-дачными и коттеджными поселками в пределах границ Московской области, сегодня в 8 раз превышает площадь самой Москвы. Ни одна столица мира не окружена таким массивом дачных земель, как Москва. Но теперь этот защитный «зеленый пояс» трещит по швам. Пришедшие на смену скромным дачам коттеджи с огромной скоростью уничтожают лесной покров.
За последние 20 лет Московская область потеряла пятую часть лесов. Только за период 1996-2007 гг., как показывают экспертные оценки, из лесопаркового защитного пояса Москвы изъято не менее 20 тыс. гектаров земель. Большинство из них расположены в прибрежных водоохранных зонах. По данным Росприроднадзора (2006 г.), застройкой с выходом на урез воды занято 11,5 км Пяловского водохранилища, 14,8 км Истринского и Клязьминского водохранилищ, поставляющих воду в том числе и в Москву.
Субурбанизация (расширение пригородной зоны) - процесс естественный, неизбежный, во многом стихийный, и чтобы держать его под контролем, требуется продуманная, взвешенная политика властей. Пока что эта политика привела к беспрецедентному в истории России разбазариванию земель, а то и просто к их криминальному захвату. Под коттеджное строительство отводятся лучшие территории водоохранно-защитной зоны, культурно-исторические ландшафты, имеющие статус национального достояния.
Государство постепенно уходит из леса. Только один иллюстрирующий этот тезис пример: по итогам 2007 года почти 55 % лесов крупного Красногорского специализированного лесничества, располагающегося на территориях трех районов Московской области - Красногорского, Солнечногорского и Химкинского, попало в аренду к частным собственникам.
В соответствии с Лесным кодексом, вступившим в силу в январе 2007 года, основная забота об охране и защите лесов возлагается на арендаторов. Теперь не леса определяют режим использования земель, на которых они растут, а целевое назначение земель определяет охрану, использование и воспроизводство лесов. Это положение дало повод чиновникам считать, что земля вблизи столицы имеет гораздо большую ценность, чем лес, на которой он растет. В лесе, выполняющем важнейшие экологические и ландшафтно-защитные функции, чиновник видит исключительно источник древесины.
В преддверии Нового года на аукцион (под аренду на 49 лет) было выставлено почти 2000 га элитных лесных земель Подмосковья, в основном - в Одинцовском районе (Звенигородский лесхоз) и в окрестностях Рублевки. В этих же районах с 1995 по 2006 годы в аренду ради «культурно-оздоровительных целей» (под строительство долговременных спортивных сооружений, домов) было отдано 1887 га земель.
Особенно не повезло Коралловскому лесничеству, по территории которого протекает река Сторожка. На берегах этой живописнейшей речки некогда стояли сторожевые посты древнего Звенигорода. Теперь здесь идет иная битва, жертвой которой стали уникальные лесные ландшафты: на берегах реки, в районе деревень Сурмино, Ивашково и Сосуниха под видом санитарно-оздоровительных рубок завершается массовая вырубка лесов. Погублены, главным образом, те леса, которые оказались наиболее перспективными для создания таун-хаузов, коттеджных поселков. Под «санитарные рубки» и «рубки ухода», которые лесники называют «рубками дохода», отводятся участки с твердыми грунтами и удобными подъездными путями.
Коттеджное строительство в Коралловском лесничестве охватывает последние в Подмосковье местообитания глухарей, а также уникальные культурно-исторические ландшафты (селище Богородское ХII века), еще не исследованные археологами. Вопреки существующим правилам, общественная экологическая экспертиза территориальной схемы развития Одинцовского района не проводилась, как и не было культурно-исторической оценки проекта освоения территории.
Бессистемная распродажа лесных участков под строительство, расчленение единых лесных массивов (дефрагментация ландшафтов) в результате застройки способствует риску возникновения пожаров и болезней, загрязнению и истощению истоков рек. Между тем, 98 % водоснабжения региона и самой столицы обеспечивается за счет поверхностных источников вод. Все это способствует снижению инвестиционного потенциала подмосковных земель. Снижается при этом и эколого-эстетическая, культурно-историческая и рекреационно-оздоровительная привлекательность Подмосковья. Уже сегодня 22 миллиона жителей региона стремятся проводить свое свободное время в соседних областях.
Уничтожение подмосковных лесов ощутимо сказывается и на микроклимате столицы. «Легким» более чем десятимиллионного мегаполиса все труднее дышать. В прежние времена леса в радиусе 15 километров от границы города считались его принадлежностью. Эта зона выполняла роль «кислородной подушки», обеспечивая столице надежный приток свежего воздуха, справляясь с загрязненным воздухом мегаполиса естественным способом природного синтеза.
Сегодня эта функция ослабевает с каждым днем. По данным Высшей школы экономики, из-за сильного загрязнения воздуха в Москве в наши дни умирают около 11 тысяч человек ежегодно, а смертность жителей из-за нездоровой экологической обстановки в 2-3 раза больше, чем от дорожно-транспортных происшествий. Подмосковные леса могут спасти только экстренная инвентаризация и мораторий на вырубку. Если они не получат особый защитный статус природного объекта, Москва просто задохнется.
Сергей Голубчиков, доцент Российского государственного социального университета.
- 1015 просмотров